«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»

Наука смотрит вперед. Теперь нет понятия «мусор». Это вторичные отходы. Если раньше мы говорили - «это время ресурсосбережения», то теперь – «это время ресурсовосстанавливающих технологий». В этом направлении и необходимо работать, создавать такие технологии, которые позволяли бы возвращать ресурсы в сферу человеческой деятельности. Архимед когда-то сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". Как создать такую «точку опоры» для Беларуси?
Во-первых, не производители упаковки должны финансово тянуть ответственность, а производители товаров, которые используют упаковку. И касается это не только стекла и пластика, но и всего остального. Ведь именно производители товаров самостоятельно выбирают, в какой упаковке будет реализовываться их товар. Тогда бы и у государства, путем введения тех или иных экономических механизмов (ставок налогов, сборов), была бы возможность регулировать выпуск продукции в экологически и экономически нужной таре.
Потребители не хотят приобретать молоко и кефир в ПЭТФ или тетра-пак упаковке, которое на 2-5 тысяч дороже только из-за стоимости материала и упаковочных технологий. В стекле или картоне было бы дешевле, но у меня (примечание автора), как и у всех потребителей, нет выбора. В магазинах молоко в такой таре исчезло, потому что именно производители используют такую тару. Однако, молоко и прочие некоторые продукты отнесены к "социальным товарам", за отходы упаковок которых ответственность вообще никто не несет.
Брать плату с производителей упаковки, нецелесообразно, поскольку в большинстве случаев производители тары сами же и являются переработчиками. Получается, что они платят неизвестно какому фронтировщику за сбор и переработку, а затем еще и выкупают то, что собрали за их же деньги. То есть, за счет стоимости вторичного сырья еще раз покрыть затраты за сбор и переработку. Вот сырье и становится "золотым", которое переработчики просто не могут продать.
В Беларуси, например, пять стеклотарных заводов, которые за счет собственных средств должны оплатить работы на 100 миллиардов рублей. На один завод приходится запредельная сумма, но если бы эта сумма была разделена между 100 заводами, которые используют стеклотару, возникла бы обоснованная экономика и процветание.
Во-вторых, ответственным запретили создавать совместные системы сбора (а попросту торговать и оказывать услуги). Фактически создана неестественная монополия на получение финансовых потоков, которые плюс ко всему оказались выведены из бюджета. Для одних "товар" - это "продукт", для других "товар" - это "отход". Вот и получается, что законодательно запретили некоторым организациям торговать.
В экономически развитых странах политика государства на максимальное уменьшение количества образования отходов, но уже на самой стадии производства продукта, а не после его потребления. У нас же проводится политика уменьшения образования отходов только после потребления товаров, то есть, после того, как отходы уже образовались. Но какое же это уменьшение?
И наконец, в Законе "Об обращении с отходами" говорится, что необходимо проводить "политику в области обращения с отходами" – с такой постановкой вопроса бизнес-союзы полностью согласны, и более того, уже сегодня готовы внести немало конструктивных предложений.
В данной статье изложена позиция Республиканской ассоциации рециклинга и инноваций.

Председатель Счастный М.
Редактор Савулова А.