О дифференцированных тарифах на электроэнергию и газ

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Беларусь).
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Законотворческая деятельность должна основываться на принципе правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм (решение Конституционного Суда от 4 февраля 2009 г. N Р-313/2009). Соблюдение данного принципа упреждает неоднозначное понимание и, следовательно, неправомерное применение юридических норм, влекущее нарушение прав и законных интересов граждан.
Укрепление конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении неразрывно связано с повышением эффективности конституционного контроля, что напрямую зависит от должного выполнения государственными органами и должностными лицами требований статьи 59 Конституции о создании внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления конституционных прав и свобод граждан, обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Согласно пункту 6 статьи 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь плата за коммунальные услуги исчисляется исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении на основании данных индивидуальных или групповых приборов учета, а при их отсутствии – на основании норм (нормативов) потребления, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых в соответствии с законодательными актами.
Согласно определению, предусмотренному статьей 1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На основании статьи 2 Закона к отношениям между исполнителем и потребителем, не урегулированным настоящим Законом, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О защите прав потребителей» государственные органы не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие положениям настоящего Закона, в том числе нормативные правовые акты, которые могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с предусмотренными настоящим Законом, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2011 г. № 1300 плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается по тарифам, установленным законодательством Республики Беларусь, в пределах объемов водопотребления на одного проживающего (зарегистрированного по месту жительства) 140 литров в сутки.
23.05.2012 года заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Анатолий Шагун во время оnline конференции «ЖКХ: услуги, тарифы, качество» сообщил: «В этой ситуации подход ко всем был один, и граждан на категории никто не делил, то есть государство в этом плане установило единый для всех норматив - 140 литров в сутки на человека, который позволяет удовлетворить санитарно-гигиенические потребности человека и бытовые нужды. Фактически 140 литров все эти расходы покрывает.
Прежде чем установить эту норму, мы анализировали потребление воды гражданами и пришли к выводу, что более 80% граждан даже до введения норматива в среднем в 140 литров в сутки укладывались. Этот норматив был установлен для того, чтобы побудить людей в большей степени к экономии, а не чтобы получить дополнительные доходы. Если главной целью было получение доходов, то норматив был бы определен, к примеру, в размере 80-100 литров в сутки на человека, в который никто б не уложился, вот тогда все оплачивали бы потребление воды по более высокому тарифу. Здесь политика была направлена в первую очередь в сторону экономии, приучить человека к мысли меньше потреблять воду, а значит и меньше платить. Получается, что, таким образом, государство дает человеку воду на льготных условиях для его личного потребления, а на все, что ему нужно свыше этого, к примеру, на хозяйство, должно оплачиваться по тарифу экономически обоснованному».
В отношении нормативов образования отходов и пользование лифтом – нормативы устанавливаются для каждого человека в отдельности.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2013 г. № 52 плата за услуги электроснабжения (газоснабжения) в зависимости от объемов потребленной электрической энергии (газа) в месяц взимается с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии по дифференцированным тарифам. Если, например, в квартире проживает один человек, то, возможно он в состоянии уложиться в существующий норматив, а если проживает уже семья – то, как не экономь, но в норматив потребления на одного человека несколько человек никогда не смогут уложиться.
Следовательно, в случае установления нормативов по электроэнергии и газу были ограничены права каждого потребителя жилищно-коммунальных услуг.

В данной статье изложена позиция Республиканской ассоциации рециклинга и инноваций.

Председатель Счастный М.
Редактор Савулова А.
02.12.2013