Некоторые аспекты комплексной информатизации систем управления качеством строительной продукции

10-11 октября 2011 года в Минске состоялся I Международный форум проектировщиков и строителей «Геотехника и высотное домостроение». Директор ЗАО «Стройизыскания» Бусел Иван Андреевич, главный инженер отдела «Строительной информатики» ЗАО «Стройизыскания» Лебедев Вадим Анатольевич и ведущий научный сотрудник ОИПИ НАН Беларуси Семенков Олег Игнатьевич выступили с докладом: «Некоторые аспекты комплексной информатизации систем управления качеством строительной продукции».    

Краткое содержание доклада:

1. Жизненный цикл строительной продукции. Инженерные сооружения любого назначения являются конечной продукцией строительной производства. От промышленных изделий их отличают некоторые характерные особенности. Первое отличие заключается в том, что строительная продукция недвижима: здания и сооружения возводятся на определенном месте, где они и эксплуатируются, тогда, как любое промышленное изделие изготавливается в одном месте, а затем отправляется потребителю в другое, т.е. оно обязательно попадает в сферу обращения и реализации. Строительная продукция всегда минует эту сферу.

Практически каждое здание или сооружение, если даже оно возводится по типовому или повторно применяемому индивидуальному проекту, должно быть привязано к конкретным природным условиям. Другими словами, использование имеющихся проектов на здание или сооружение не избавляет проектировщиков от определенного объема работ по привязке его к местным природным условиям. Промышленная продукция по единожды разработанной проектной документации может изготавливаться любыми сериями на любом приспособленном для её выпуска предприятии. В этом заключается второе отличие строительной продукции от промышленных изделий. Однако эти отличия не являются определяющими, что дает возможность приравнять строительную продукцию к изделиям промышленного производства и рассматривать их с позиций управления качеством как единое целое.

В создании любой продукции принимают участие многочисленные специалисты различного профиля и квалификации, многие предприятия и организации. Роль и значение каждого участника этого производственного процесса отчетливо выявляется при рассмотрении стадий жизненного цикла продукции и тех задач, которые на этих стадиях решаются. Для промышленной продукции установлены следующие стадии жизненного цикла:

  1. исследование и проектирование;
  2. изготовление;
  3. обращение и реализация;
  4. эксплуатация или потребление.

Строительная продукция, как отмечено выше, в сферу обращения не попадает. Её жизненный цикл может быть подразделен на следующие стадии:

  1. изыскания;
  2. проектирование;
  3. строительство;
  4. эксплуатация.

По этим стадиям жизненного цикла строительной продукции и будем рассматривать методологические принципы создания комплексной системы автоматизированного управления качеством строительной продукции при разработке и реализации строительных проектов.

  • Изыскания. Задача – получение инженерно-геологической информации о грунтовых массивах, залегающих в сфере взаимодействия инженерного сооружения с геологической средой, в объемах необходимых и достаточных для разработки проектных решений.
  • Проектирование. На этой стадии основная цель сводится к разработке проектно-сметной документации на строительную продукцию в соответствии с действующими ТНПА. Задачи – выбор оптимальных проектных решений по устройству оснований и фундаментов инженерных сооружений, применению современных строительных материалов и конструкций, эффективных строительных технологий и др.
  • Строительство. На третьей стадии жизненного цикла строительной продукции осуществляются строительные и строительно-монтажные работы, т.е. воспроизводится заданный проектом уровень качества этой продукции.

Необходима организация работ по контролю и техническому надзору за строительством для оценки соответствия качества выполненных строительно-монтажных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации, а также инженерно-техническому сопровождению строительного проекта и оборудованию пунктов наблюдений за состоянием оснований, фундаментов и строительных конструкций инженерного сооружения.

• Эксплуатация. Строительная продукция, минуя сферу обращения и реализации, непосредственно передается эксплуатирующей организации для использования её по прямому назначению. Одновременно ей должны передаваться и пункты наблюдений за состоянием созданной природно-технической системы.

Это относится в первую очередь к организации наблюдений за осадками оснований и фундаментов, за техническим состоянием строительных конструкций зданий и сооружений, а также за факторами, вызывающими и активизирующими развитие инженерно-геологических процессов.

Наличие соответствующих приборов и информационных ресурсов позволит организовать дистанционное наблюдение за этими процессами их регистрацию в реальном режиме времени и передачу информации на головной компьютер исполнительной дирекции проекта для последующего анализа и принятия технических и управленческих решений.

2. Управление жизненным циклом строительного проекта. Существующая практика разработки и реализации строительных проектов исходит из того, что различные стадии и фазы рабочих процессов, составляющих жизненный цикл продукции, выполняются различными организациями и предприятиями. При этом возникают серьезные трудности в координировании разработчиков и исполнителей строительных проектов в части минимизации рисков выхода проектов из ресурсных ограничений и обеспечения высокого качества конечной продукции.

Решение этих проблем видится в создании интегрированных систем управления жизненными циклами строительных проектов.

Особенностью системы является наличие двух контуров управления:

  • Основного, в котором на основе данных мониторинга процессов разработки и реализации проекта, а также данных диагностики рабочих процессов жизненного цикла вырабатываются и реализуются управленческие решения.
  • Контура адаптации, в котором на основе данных диагностики процессов управления в основном контуре системы вырабатываются корректирующие воздействия на систему управления жизненным циклом проекта.

Формально модель функционирования второго контура ничем не отличается от модели функционирования основного контура управления и состоит в следующем:

  • Обнаружить отклонения процесса функционирования основного контура системы управления ЖЦ Проекта от эталона.
  • Получить информацию по следующим вопросам: Что делается в управляющей системе? что делается в ней правильно? Что делается в ней неправильно? Чего не делается вовсе?
  • Выявить и идентифицировать возникающие в связи с этим проблемы.
  • Создать новые и\или мобилизовать имеющиеся информационные ресурсы и направить их на решение проблем.

Рассмотренную выше структуру можно принять в качестве эталонной модели системы управления ЖЦ строительного проекта, обеспечивающей интеграцию процесса управления и процесса совершенствования самой системы путем управления ее информационными ресурсами, в совокупности решающие проблемы управления качеством.

Выполненный анализ и экспертная оценка всей совокупности проблем и рисков в рамках системы управления жизненным циклом строительного проекта позволили определить минимальный состав новых информационных ресурсов и технологий, которые в совокупности должны составить информационно-аналитическое обеспечение процессов принятия управленческих решений. Это положение легло в основу концепции создания корпоративной информационно-аналитической системы (КИАС).

3. Роль информационных ресурсов и технологий в решении проблем совершенствования ЖЦ строительной продукции и системы управления этим циклом. Сегодня вопрос эффективного управления выходит на первый план для компаний, занимающихся гражданским, промышленным и другими видами строительства. Рост цен на материалы, усиление конкуренции, увеличение объемов строительства, повышение требований к качеству работ – в такой ситуации отставание уровня эффективности управления от потребностей бизнеса становится особенно заметно. Как следствие развитие компаний замедляется, а ее позиции на рынке становятся менее устойчивыми.

Для комплексного управления компанией строительной сферы, чья деятельность охватывает либо весь жизненный цикл строительной продукции либо ее часть, важно иметь единую информационную среду, позволяющую своевременно принимать управленческие решения на основании объективной информации.

В настоящее время на каждом из этапов ЖЦ строительной продукции используются специфические информационные ресурсы. Как правило, эти ресурсы предназначены для решения локальных задач (информационная поддержка НИОКР, системы автоматизированного проектирования, бухгалтерские программы, система планирования и управления ресурсами предприятия, системы управления договорными отношениями, сметные программы, системы управления документооборотом и т.д.).

По причине поэтапной автоматизации лишь отдельных участков деятельности, на предприятиях зачастую используются информационные средства разных производителей, в которых не предусмотрена явная возможность интеграции между собой. Использование подобных локальных продуктов с целью решения основной задачи управления - координации деятельности на каждом этапе ЖЦ продукции для решения стратегических, тактических и текущих задач предприятия, нельзя назвать эффективным. Несмотря на то, что этот путь, на первый взгляд, кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются их минимальной отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. Подобная локальная автоматизация не предоставляет объективной возможности оценки текущей ситуации в организации, не позволяет проводить подробный анализ ресурсов, что может привести к неправильным управленческим решениям. В этом выражается первая тенденция автоматизации систем управления на отечественном рынке.

Вторая тенденция, признанная в мире передовой и перспективной, представляет собой комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В общей практике такая система включает в себя следующие компоненты:

  • автоматизацию общехозяйственной деятельности предприятия (бухгалтерский учет, управление персоналом, сбыт/снабжение и т. д.);
  • автоматизацию основных технологических процессов предприятия;
  • автоматизацию собственно управленческих процессов, анализ и стратегическое планирование.

При этом необходимо учитывать, что автоматизация управления должна накладываться на хорошо работающую, отлаженную структуру управления. Всеобъемлющий анализ совокупности конкретных бизнес - процессов предприятия, определение и исключение узких мест существующей системы управления - решение этих задач является одним из основных этапов при создании комплексной системы автоматизации. Важнейшим результатом подобной автоматизации является создание в организации информационной среды, позволяющей своевременно принимать управленческие решения на основании объективной информации.

В последние годы на территории нашей республики активно продвигается концепция тотального управления качеством. Предлагается разработка и внедрение современных информационных систем управления качеством на основе методологии, определяемой семейством международных стандартов ИСО 9000. В основе ее лежит главная идея: понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ. Создаваемая нами информационная система управления качеством представляет собой контур, охватывающий существующие локальные информационные продукты предприятия и восполняющий недостающие звенья до комплексной автоматизированной системы управления качеством, исходя из текущих потребностей предприятия и целей, стоящих перед ним. Важнейшим результатом подобной автоматизации является создание в организации информационной среды, позволяющей своевременно принимать решения направленные на повышение качества деятельности организации на основании объективной информации.

Более подробная информация на сайте международного форума проектировщиков и строителей:

international-forum.org/index.php